Применяемые технологии разработки

Что такое стек технологий и почему это важно?

Стек (англ. stack – стопка) технологий — это набор инструментов, применяющийся при работе в проектах и включающий языки программирования, фрэймворки, системы управления базами данных, компиляторы и т. д.
От выбранного разработчиком стека технологий зависят производительность работы, требования к аппаратным ресурсам, надежность работы программного обеспечения (ПО). В итоге для сложных процессов и высоконагруженных систем им определяется насколько финансово доступно будет развернуть систему и эксплуатировать ее, а также насколько она будет соответствовать требованиям, предъявляемым заказчиком. 
 
Инструменты разработчика При разработке ПО наша компания использует такие языки программирования как Go (Golang), PHP, PowerScript, C/C++, JavaScript, Python. В новых проектах PHP, PowerScript, C/C++ не используются, основным языком программирования является Go. Go — компилируемый многопоточный язык программирования, разработанный компанией Google. Go имеет обширную стандартную библиотеку и большое количество пакетов разработанных golang-сообществом. Он отлично подходит для создания высоконагруженных backend приложений. Мы используем GO с MVC фреймворком revel. На стороне frontend мы используем кроссбраузерный js-фреймворк Webix, который позволяет быстро создавать мобильные и настольные веб-приложения. Также во frontend используется JQuery, нативные html и js. Наши приложения используют такие СУБД как PostgreSQL, Oracle, MySQL и SQLite. Внутренние процессы автоматизируются скриптами на Python и Perl. Для создания инсталляторов под Windows используем InnoSetup. Приложения, разработанные нашей компанией создаются с поддержкой Windows и Linux.
 
Преимущества выбранного стека технологий заключаются в высокой надежности, в разы, а иногда и на порядки более высокой производительности и меньших требованиях к ресурсам, чем у других популярных представителей, таких как Java, Ruby и т. д. Также важным фактором является открытость исходного кода самих компиляторов языка, что особенно актуально для проектов с госзаказчиками.
Проектные группы работают с системой контроля версий Git в связке с Gerrit. Для учета задач используется система учета задач и проектов RedMine. Разработка ПО ведется в соответствии с методологией SCRUM
 
Инструменты разработчика А теперь давайте подробнее рассмотрим что именно, как и почему мы используем.
Эрнесту Резерфорду, «отцу» ядерной физики, приписывается высказывание - «Если учёный не может объяснить уборщице, которая убирается у него в лаборатории, смысл своей работы, то он сам не понимает, что он делает.». Следуя этому утверждению, мы постараемся рассказать, чем занимается отдел разработки в RBS таким образом, чтобы рассказ был достаточно точным технически, но в то же время понятен даже далеким от разработки программного обеспечения людям. Надеемся, что после прочтения статьи ни у кого, а особенно у кандидатов на должность инженера-разработчика, не останется вопросов «чем вы занимаетесь», «какие инструменты применяете» и «почему именно их».
 
Итак, без лишних слов: отдел разработки ПО трудится пять дней в неделю на пользу общества, в самом широком смысле, работая над улучшением безопасности дорожного движения и развитием системы образования. Для решения этих, безусловно, важных задач, наша компания создает специализированные программы, которые помогают сотрудникам многих коммерческих организаций и государственных учреждений обеспечивать соблюдение жизненно важных правил всеми участниками дорожного движения.
Эти программы представляют собой информационные системы с удобным для пользователя графическим интерфейсом, базами данных для хранения информации, и серверами, которые обрабатывают, вычисляют, сохраняют и анализируют данные. В общем-то, они делают то же самое, что и рядовые сотрудники различных компаний, ГИБДД, МРЭО, Гостехнадзора и Автошкол, только автоматически, быстро и точно. 
 
Инструменты разработчика Каждой задаче требуется свой инструмент, и когда перед нами встала задача автоматизации бизнес-процессов вышеупомянутых организаций, мы выбрали инструментарий, обычно используемый при разработке web-приложений. Это клиент-серверные технологии, когда часть программы выполняется на централизованном сервере, а часть — на компьютере пользователя. Такая архитектура позволяет очень четко отделить пользовательский интерфейс от сложных вычислительных процессов над данными. Обычно данные обрабатываются и хранятся на сервере, это называется «backend», а выводятся у пользователя, на «клиенте», и это называется «frontend». Это очень похоже на работу типичного сайта — пользователь читает новости в своем браузере, не задумываясь, каким образом эти новости были получены, а получены они были от сервера, где хранились в базе данных, и были извлечены из нее серверным приложением («backend'ом»). Как и у сайта из примера, у нас применяются базы данных для хранения огромных массивов информации, и именно им будет посвящен следующий абзац. 
 
Инструменты разработчика Одна из задач, которую мы решаем, это обработка данных о нарушениях правил ПДД, поступающих с огромного количества камер фотовидеофиксации, со всего города. Это очень большой объем данных, и мало эти данные обработать, их необходимо где-то хранить. Для хранения мы применяем системы управления базами данных, такие как PostgreSQL, Oracle. Причем, все новые проекты, как правило, разрабатываются с использованием именно PostgreSQL, так как, во-первых, она достаточно функциональна для работы с большим объемом данных, а, во-вторых, не ограничивается коммерческими лицензиями, и это дает уверенность в свободе этой системы от политических или деловых решений владельцев СУБД. В ранних проектах компании RBS для работы с данными применялась СУБД Oracle, и это означает, что разработчик должен уметь работать с ней, чтобы мы могли поддерживать всех наших клиентов. О необходимости владения языком запросов SQL говорить молодому разработчику нет смысла, это должно быть очевидно.
 
Инструменты разработчика Для того, чтобы данные, задействованные в некотором бизнес-процессе, сохранить в базу данных после предварительной обработки и некоторых вычислений, необходимо серверное приложение, которое должно отвечать перечисленным далее требованиям. Во-первых, оно должно быть очень быстрым. Во-вторых, оно должно поддерживать параллельную обработку данных, ведь их так много. В-третьих, оно должно быть надежным. И, наконец, оно должно быть достаточно простым, чтобы множество разработчиков разного уровня компетенции и опыта, смогли работать над новым функционалом. В поисках языка программирования, соответствующего этим требованиям, мы нашли Golang. Это многопоточный (параллельность обработки данных), компилируемый (скорость и надежность) язык программирования общего назначения (подходит для разных задач), разработанный в недрах компании Google, и свободно распространяемый среди разработчиков, в том числе для коммерческого использования. У этого языка достаточно низкий порог вхождения, чтобы даже junior-программисты, после краткой практики, смогли полноценно работать над созданием серверных приложений.
 
Инструменты разработчика Ранее в статье мы рассказали, что наши информационные системы — это клиент-серверные web-приложения, и раз мы уже разобрали базы данных и серверы, значит пришло время клиентской части приложения — frontend. Frontend, он же «клиентское приложение», это та часть программы, которая работает на стороне пользователя, и, как правило, отвечает за отрисовку графического интерфейса, ввод данных в формы, а также за взаимодействие с сервером (по протоколу HTTP, асинхронно, если кому-либо интересно). В этой области де-факто стандартом является связка JavaScript + HTML + CSS. Первый — это язык программирования, выполняемый прямо в браузере — он отвечает за всю логику клиентского приложения и отправку данных на сервер или обработку данных с сервера. Два последних — это типичные для сайтостроения средства верстки графического интерфейса. Стажеру, едва только устроившемуся в наш отдел разработки, следует особое внимание уделить именно этим технологиям — с них начнется его путь к должности старшего разработчика. И пусть он не обманывается низким порогом вхождения в JavaScript – он легок в самом начале, и значительно усложняется пропорционально увеличению опыта, когда стажер переходит от простеньких скриптов, и приступает к разработке клиентского приложения для большой информационной системы.
 
Каждый программист может подтвердить, что разработчики — «ленивые» люди. Они всеми силами стараются избежать выполнения одной и той же работы, автоматизируя ее и используя уже готовые решения, образно говоря, «не изобретая велосипед». Это в том числе означает, что, начиная разработку новой информационной системы, мы ищем библиотеки и фреймворки, которые решают типовые задачи, возникающие в процессе создания клиент-серверных программ. Например, для создания HTTP-сервера, и в качестве каркаса серверного приложения с RESTful интерфейсом, мы используем MVC фреймворк Revel, написанный на Golang, а для создания графического интерфейса — виджетный фреймворк Webix, написанный на JavaScript. Список можно продолжить библиотеками JQuery, JQueryUI, Angular, Bootstrap, Yii (это для поддержки ранних проектов на PHP), и многими другими.
 
А еще, отчасти из-за нежелания заниматься рутинными задачами, но главное, для создания надежных программ, мы применяем средства автоматизированного тестирования приложений, то есть юнит-тесты и функциональные тесты. Кроме того, каждая строчка кода, написанная разработчиками, проверяется более опытными товарищами с помощью системы контроля версий Git и системой review Gerrit
 
Инструменты разработчика Кстати, раз уж пошла речь о надежности программ и проверке результатов, стоит упомянуть о том, как проектируется и разрабатывается приложение. Обычно некий старший разработчик, тимлид или архитектор, после постановки задачи от системного аналитика, описывает будущую программу на понятном специалистам техническом языке — в виде моделей и диаграмм. Мы применяем реляционные модели баз данных, диаграммы в нотации UML и модели процессов в нотации BPMN. После этого задача разработки программы дробится на небольшие подзадачи, которые назначаются исполнителям. Для каждой функциональной возможности сначала создается автоматизированный тест, а уже после программный код, который должен «пройти» этот тест. Это называется «разработка через тестирование», а в англоязычной литературе «TDD». Такой подход кажется странным, но его легко понять с помощью аналогии: представьте, что вы создаете новый автомобиль. У автомобиля есть определенные требования по безопасности, и зная их, вы с самого начала строите тестовую площадку для краш-тестов в соответствие с этими требованиями, и будете проводить на ней испытания для каждой новой версии автомобиля, пока не убедитесь, что он готов к массовой продаже. Так и мы, зная требования клиентов, строим полигоны для «краш-тестов» функционала, и пишем код до тех пор, пока он не будет соответствовать этим требованиям. И уже убедившись, что программа готова к выпуску «в свет», мы передаем ее в отдел тестирования, который проверяет программу «глазами пользователя».
 
Инструменты разработчика Рассказав о применяемых в отделе разработки технологиях и подходах, мы надеемся, что ответили на вопросы, поставленные в начале статьи, и в заключение кратко перечислим, что должен уметь разработчик, чтобы работать программистом в нашей компании:
  1. Работать с базами данных, владея SQL, и имея знания о специфике PostgreSQL и Oracle.
  2. Создавать высоконагруженные серверные MVC-приложения на языке Golang, используя в качестве каркаса фреймворк Revel.
  3. Создавать клиентские приложения, с помощью JavaScript. Здесь же верстка графического интерфейса на HTML и CSS, применяя фреймворк Webix и другие необходимые библиотеки.
  4. Проектировать программное обеспечение, описывая будущее приложение на UML и BPMN, применяя аналитику, системный подход и воображение.
  5. Создавать автоматические тесты.
  6. Работать в команде, обмениваясь кодом через систему контроля версий, и применяя коммуникативные навыки.
  7. Составлять техническую и пользовательскую документацию.
  8. Трудолюбиво и ответственно работать на благо общества. 
Если вы начинающий программист, и хотите устроиться в качестве разработчика в нашу компанию, но не обладаете всеми перечисленными навыками — не беда, мы вас всему научим в процессе. Главное иметь сильное желание научиться и достаточное упорство. Ну, и по-мелочи — базовые навыки программирования и знание по крайней мере одного языка программирования будут не лишними, конечно. Так что можете смело приходить на регулярно проводимые собеседования, но предварительно подготовившись, конечно, чтобы выделяться на фоне других кандидатов.
 
Удачи вам, и спасибо за внимание!!!
Яндекс.Метрика